Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Образ Дон Жуана в комедии Мольера


Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беззаботного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец. У них разные лица, но одно имя - знаменитое, ставшее общим имя Дон Жуана. Среди них откровенный циник, обманщик, злодей-насильник Дон Хуан Тирсо де Молина, прототип всех будущих Дон Жуана. Среди них женственно прекрасный, по детскому простодушный, пылкий герой поэмы Байрона «Дон Жуан», всегда влюблен в красоту, всегда готов откликнуться на любовь женщины беззаботный гуляка, прожигатель жизни, дерзостно сильный и красноречивый обольститель - пушкинский Дон Жуан, среди них и герой драмы Леси Украинский Дон Жуан, покоренный женщиной.

Драматург писал комедию торопливо, чтобы вывести свою труппу из состояния временной бездеятельности. Он увлекался привлекательной перспективой создать широкую картину столь знакомого ему характера. Мольер первый дал образа широкое реалистическое обобщение и какое философское осмысление. Недостаточно видеть в комедии Мольера только сатире на разврат или только сатира на дворянство. Смысл ее гораздо шире. В комедии два героя - Дон Жуан и его слуга Сганарель. Сганарель отнюдь не только слуга-наперсник, ловкий проходимец, мошенник, преданный интересам хозяина, как водится представлять слугу в комедийном театре со времен Плавта. Сганарель - слуга-философ, носитель народной мудрости, здравого смысла, трезвого отношения к вещам. Его философские дебаты с хозяином полны значения при всей их комедийносты. Образ Дон Жуана противоречив. Дон Жуан сочетает в себе и хорошие, и дурные качества. Для драматургии Мольера это настолько несвойственно, что поставило в глухой угол многих толкователей его творческих замыслов. Более того, образ Дон Жуана не статичный, он дан в развитии, и это выводит его за рамки классицистического театра.

Зритель сначала знакомит с Дон Жуаном по характеристике его слуги Сганарель. Он - «самый злодей», он - «собака, черт, турок, еретик, не верующий ни в рай, ни в ад», «оборотень», «эпикурейскими свинья», «Сарданапал». В чем же основной порок Дон Жуана? У него именно «непоседливые» на свете сердце он ветрен, жинколюбний, все женщины мира кажутся ему красавицами, каждой он хочет обладать. Но ... «Я каждой выдаю уважение и поклонение, к которым нас обязывает природа ... будь у меня 10000 сердец, я бы отдал все», - рассуждает Дон Жуан. Дон Жуан зажег во многих женщинах (донья Эльвира, крестьянка Шарлотта) пламенную любовь. Им он клялся в вечной верности. Или лгал он? Когда Дон Жуан говорил о любви, он дийсно любил, говорил вполне искренне и сам верил каждому своему слову. Его можно обвинить в ветреную самообман, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но никак не в преднамеренном обмане. Прошли первые восторги, и Дон Жуану уже скучно, его тащат другие цветы, а их так много на белом свете!

Дон Жуан храбрый. Храбрость была всегда благородна. Услышав в лесу крики, он спешит на помощь!, Рискуя жизнью ради незнакомого ему человека, пидвергшегося нападения разбойников. «Мой господин прямо сумасшедший: бросается в опасность без всякой для себя нужды», - добродушно, не без известного восхищение рычит Сганарель. В первых четырех актах комедии Дон Жуан смелый и дерзкий, и, что особенно важно, он откровенен. Но с ним произошло необычное, он вдруг переродился: «Я отрекся от всех своих заблуждений: я уже не тот, что был вчера вечером, и небо внезапно сделало во мне изменение, удивит весь мир: оно озарило мою душу, мои глаза прозрели, и я с ужасом смотрю теперь на долгое ослепление, в котором находился и на преступную безпутнисть жизни, который вел ». Отец в слезах поздравит раскаявшогося блудного сына, с упоением Сганарель. Но перерождения Дон Жуана иного свойства он решил зло посмеяться над людьми, надеть маску Тартюфа и в ней найти себе их благоволение. «Лицемерие - модный порок»,-заявляет он. И Дон Жуан стал святошей - он стал неуязвим. И теперь он воистину мерзкий. Честный Сганарель смущен преобразованием хозяина: «Господин, что за дьявольский тон у вас появился! Это хуже всего, что было, и вы мне нравились больше, которым были раньше ». Теперь Дон Жуан стал действительно негативной лицом и может и должен быть наказан. Появляется традиционная фигура Каменного гостя. Гром и молния обрушиваются на Дон Жуана, разверзается земля и поглощает большого грешника. Но не священным трепетом объятые зрители, испуганные карой небесной они смеются весело и беззаботно.

Итак, на кого же писал сатиры Мольер? Кажется, что образ Дон Жуана стал своеобразным дополнением к образу Тартюфа, раскрытием того же образа в другом плане. «Дон Жуан» Мольера вызывал и до сих пор вызывает горячие споры. Существуют всевозможные толкования мыслей и поступков героя, потому что он сам был противоречив.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно