Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

А. Блок - символист


Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилась эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени - символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блокивськои лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения. Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-восьмидесятых годах XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса - мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не узнавая его, и как форму познания они предложили символ, наделив его особым, необычным содержанием. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражает суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинную, доступную только взгляда поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа.

Основной принцип изображения - никаких красок, только оттенки. Задача поэта - внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное - с помощью изобразительного, примеру, в Брюсова:

В гармонии тени мелькнуло безумие, померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились мрачнее, Сливаясь в напев темно-синий.

Реальность, как таковая, изгнана из поэзии: перед нами открывается шаткий и неуловимый мир образов, для которого трудно найти логические связи, который подчинен произвольным авторским ассоциациям, насквозь субъективным и нуждающимся дополнительных объяснений. Божественная интуиция, творческое озарение - вот основа всякого искусства, и его цель - выразить, изобразить мгновение этого прозрения, прорыва за пределы реального, узнаваемого. Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа. и поэта В. Соловьева. Именно с его произведений Блок позаимствовал идею о мировой катастрофе наближаеться, и учение о Всемирной Душу или Вечную Женственность, призванную обновить мир. Это влияние и в биографическом плане - любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира. В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Дама. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистическую язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:

Ты в белой метели, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла ...

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Блока. Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотная, как всякое видение, мечта, сон. К тому же описать - значит, определить, а определить - значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блокивський поэзии нераскрытым, недосказанного, неопределенным. Он обнаружен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Володарка Вселенной:

О, Святая, как ласковы свечи, Как утешительны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.

Лирический герой цикла появляется несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но стремящейся одиночества, живет своей внутренней жизнью, далеким общественным интересам:

Что бурая жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится мероприятие!

Пейзажи стихов Блока полны отвлечений и осложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего. Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события данные автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми С развитием социальной тематики в творчестве Блока связана появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы. Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:

Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне - ты живешь, Русь. Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенадцать»: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздует ...

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. Действительно, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судья, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность - одна из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды ... Все померкло, отошло ... Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, который отрицает предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, безлично - очеловечить, Что не сбылось - воплотить.с Христа. Его нельзя назвать однозначным. Действительно, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судья, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа - выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро. Музыкальность - одна из свойств лирики Блока. Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды ... Все померкло, отошло ... Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, который отрицает предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, безлично - очеловечить, Что не сбылось - воплотить.





Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно