Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Народные источники характера Екатерины


Ученический произведение По пьесе А. Н. Островского "Гроза".

"Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой - сельский вид", - такой ремаркой Островский открывает "Грозу", Действие российской трагедии возвышается над волжскими ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же предоставляется поэтическая окрыленность: "Не может укрыться град, в верху горы стоя. В устах Кулинина звучит песня "Среди долины ровная" - эпиграф и поэтическое зерно "Грозы". Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно человек, тем меньше у него опор, тем драматическое его существования. В этой песне уже предусматривается судьба героини с ее человеческой неприкаянность, с невозможностью найти опору и поддержку, с ее неумением приспосабливаться к обстоятельствам. И вот перед нами Екатерина, который одной дано в "Грозе" удержать всю полноту жизнеспособных начал народной культуры. Откуда же берутся у Екатерины жизненные источники этой целостности? Для того чтобы это понять, нужно обратиться к культурному почвы, ее питает. Без ее характер Катерины увядает, как скошенная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с христианской культурой одухотворяет и морально просвещает старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистой трав на цветущих лугах, полетов птиц, пурхань бабочек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется источник исконно русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования.

Давайте посмотрим, как молится Катерина, "которая в ней на лице улыбка ангельская, а от лицо-то вроде светится". То иконописное есть в этой лицу, от которого исходит светлое сияние. Но излучая духовный свет земная героиня А. Н. Островского далек от аскетизма официальной христианской морали. Ее молитва - светлый праздник духа, пиршество воображения: "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". Далеко ушла жизнелюбивые религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали. Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести пробуждающейся природы: "Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу, сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественный сад Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает в нее и все прелести жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения, светлые образы ангелеи птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточные стремление - полететь: "Отчего люди не летают! .. Вот так разбежалась, подняла руки и полетела.

Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? НЕ или плод они больного воображения, не ли каприз утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры.

Свободолюбивые порывы в детских воспоминаниях тоже не стихийные. В них также чувствуется влияние народной культуры. "Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем дома, а было под вечер, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, и вот пихнула ее от берега. На другой утро уже нашли, верст за десять! "Ведь этот поступок согласится с народной сказкой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги - вполне сказочный и вполне социальный: здесь уход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь неприятие клеветы с самого детства и решительная готовность оставить этот мир, если все в нем ей надоест.

И вот в доме Кабаковых Екатерина попадает в "темное царство" духовной несвободы. "Здесь все вроде из-под неволи", здесь поселился суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, исчезла жизнелюбивые щедрость народного мироощущения. По ходу действия Екатерина не слышит Феклуши, но принято считать, что именно таких путешественниц немало перебачила и перечула она на недолгом своем веку. Монолог героини, играющей ключевую роль в трагедии, опровергает подобный взгляд. Даже путешественницы в доме Чабанихи другие, из числа тех ханжей, которые "по немощи своей далеко не ходили, а слышать много слышали". И рассуждают они о "последние времена", о грядущей кончине мира. Эти путешественницы далекие чистом мира Екатерины, они на службе в Чабанихи, и значит, ничего общего у них с Екатериной быть не может. В монологах героини пьесы воплощаются заветные народные чаяния и надежды. Нежность и удаль, и земная страстность сочетаются в характере Екатерины; главным в нем оказывается не мистический порыв прочь от земли, а моральная сила, одухотворяет земное бытие.

У Екатерины торжествует жизнелюбие русского народа, искавшего в религии не отрицание жизни, а утверждение ее. Душу героини Островского - из числа тех избранных русских душ, которым далекие компромиссы, которые жаждут всемирной правды и на меньшее не согласны.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно