Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Человек на войне (по роману В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»)


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Литература о Великой отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах её создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу — отклик на трагические события в жизни страны, которая ещё не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатит народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «книга про бойца» — поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», которая помогает нам понять, почему же всё-таки, вопреки сталинизму, великая победа над сильным врагом состоялась.

Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях — излишне ликующие и триумфальные. Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (1957) не говорил о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Об этом позже скажет А. Т. Твардовский:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь, полуживым —

Из плена в плен — под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 1960-1980-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода называли «литературой лейтенантов» (10, Бондарев, В. Быков, Г. Бакланов, К. Воробьев и многие другие). Их кредко «били». Били за то, что они «сузили» масштаб изображения войны до размеров батареи, окопа, леска... Их долго не печатали за «дегероизацию» событий, а они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Эти люди писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец был взят толстовский принцип изображения войны — «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой..., а... в крови, в страданиях, в смерти». Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошёл в отечественную литературу о войне XX века.

Таков роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор не старается воссоздать панораму битвы, хотя и сохраняет историческую канву и некоторые факты. В своем произведении он показывает нагл жизнь людей, пытаясь донести до нас их чувства, переживания, вызванные войной.

Гроссмана потрясло, захватило это чудо — стойкость русского человека, его спокойное, твёрдое исполнение долга. Но в отличие от других он не ограничивает народ крестьянами, народ для него — все люди, живущие трудом, живущие трудно. Не от того ли одной из ключевых сцен романа стала защита дома шесть дробь один? Бочаров писал, что «можно было сравнить этот полуразвалившийся, окруженный немцами дом, где размещался гарнизон Грекова, с Ноевым ковчегом, внеся только решающую поправку: в ковчеге смиренно спасались от потопа, здесь стойко усмиряли фашистский потоп».

В развалинах дома держали оборону люди самых разных профессий и возраста, однако всех их объединяло чувство внутренней свободы: никто не мог ими понукать, их не нужно было заставлять и насильно удерживать; каждый из них знал своё место и понимал, что час решающей битвы близок, и готовился к нему с воинским и человеческим достоинством.

Эти бойцы подчинялись не тому делению, которое придумало надменное общество, а закону «естественного равенства, которое так сильно было в Сталинграде». Сверхбдительные души тут же усмотрели неподчинение главному командованию и помчались по штабам, строча доносы. А гарнизон погиб, исполнив священный долг, — стоять до последнего. Так с присущим ему нажимом выказал писатель своё уважение к здравому смыслу, достоинству, чувству долга простого труженика войны.

А разве не справедливо дерзкое рассуждение насчёт того, что при всём величии замысла Сталинградской битвы не стоит превозносить гениальность полководца, допустимо говорить лишь о таланте?! Принцип окружения вырвавшегося вперед клина так же древен, как и сама война; дело здесь не в гениальности открытия, а, как говорится, в талантливости исполнения: сосредоточить резервы, выбрать время и направление удара. Поэтому не как проходная реплика, а как напрашивающийся вывод звучит фраза: «Так выразила себя народная победа».

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно