Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Романтические и реалистические мотивы лирики А. С. Пушкина

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 8 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Начало XIX века стало одним из важнейших этапов в истории русской литературы. Именно в этот период на смену классицизму пришли такие направления, как сентиментализм и романтизм, а в произведениях некоторых писателей начали появляться черты реализма. А. С. Пушкин, росший в близкой к политическим кругам семье, воспитывавшийся самыми просвещёнными и начитанными людьми России, не мог не испытать влияние господствовавших в то время литературных течений.

Уже в лицейских стихотворениях среди эпикурейских мотивов встречаются романтические черты, которые роднят раннюю лирику Пушкина с творчеством В. А. Жуковского. Так, оба поэта суетному свету противопоставляли «покой уединенья», где человек может предаваться общению с друзьями и творчеству («Городок»). В духе созерцательного романтизма Жуковского были написаны и многие пейзажи. Так, первые строфы стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» похожи на элегию «Вечер» («почили дол и рощи», «ручей, бегущий в сень дубравы» и т. д.), а «Деревня», написанная уже в Петербурге, напоминает во многом «сельское кладбище». В обоих стихотворениях воспевается уход к природе, нарисован идиллический пейзаж («пустынный уголок», «мирный шум дубров», «светлые ручьи», «мельницы крилаты», «следы довольства и труда»). Но вторая часть «Деревни» резко отличается от элегии Жуковского. В годы пребывания Пушкина в столице была распространена декабристская поэзия, и под её влиянием параллельно с пассивным романтизмом в лирике петербургского периода зарождаются черты романтизма активного. Впервые они встречаются в стихотворении «Вольность»: герой, разочаровавшийся в действительности, противостоит общественной норме. Но полностью романтической оду назвать нельзя — в ней нет безысходности. Для достижения идеала Пушкин прелагает продуманную программу, никак не связанную с романтическими принципами. Напротив, абсолютная свобода предстает как закон, основа же счастья народов — «с вольностью святой Законов мощных сочетанье».

Нет революционности и в «Послании к Чаадаеву», хотя черты активного романтизма можно найти и в этом стихотворении: поняв обманчивость «любви, надежды, тихой славы», лирический герой высшей истиной, идеалом признает гражданскую свободу.

Намного радикальнее пушкинская лирика южной ссылки, ибо созерцательный романтизм полностью уступит место активному. Поэт призывает «кровавой чаше причаститься» («В. Л. Давыдову»), воспевает «карающий кинжал», поскольку именно его, а не «меч Закона» считает «свободы тайным стражем». Меняется и отношение

Пушкина к Наполеону: если в «Вольности» поэт называл его «самовластительным злодеем», то в стихотворении «Наполеон» полководец предстает «великим человеком». Видя его ошибки («тебя пленяло самовластье», «поздно русских разгадал»), Пушкин тем не менее понимает, что Наполеон

...русскому народу

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.

Для поэта император — истинно романтическая фигура, недаром в связи с образом Наполеона возникают характерные для романтизма мотивы изгнанничества, узничества и одиночества, впервые встретившиеся ещё в элегии «Погасло дневное светило...». Созданное в начале южной ссылки (1820) стихотворение, имеющее много общего с поэзией Байрона, стало одним из ярчайших образцов пушкинской романтической лирики. Герой элегии — человек, томящийся действительностью и стремящийся к идеалу. В поисках его он покидает «брега несчастные туманной родины» (так появляется мотив странничества и изгнанничества), которым противопоставлены некие «пределы дальние», «земли полуденной волшебные края». Всё стихотворение построено на антитезе — этим Пушкин подчёркивает романтическое двое-мирие — контраст между реальностью и идеалом. Разрыв этот трагичен, ибо идеал — свобода — недостижим. Важно отметить, что под свободой Пушкин подразумевает не столько политическую, сколько абсолютную духовную независимость, поэтому если в петербургский период романтические мотивы встречались в основном в гражданской лирике, то во время южной ссылки романтизм охватывает более широкий круг тем. Говоря о свободе от каких бы то ни было привязанностей, Пушкин отвергает и дружбу, и любовь:

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно