Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака


Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

В своей лирике Б. Л. Пастернак постоянно обращается к теме творчества, он пытается осмыслить её и на философском, и на житейском уровне. В его стихотворениях, посвящённых поэзии, сочетается отстраненно-объек-тивный взгляд философа (поэт изучал философию в Московском и Марбургском университетах) и точка зрения человека, вовлечённого в процесс творчества, субъективного, сомневающегося и тонко чувствующего. Пастернак обращался к темам и вопросам, поставленным ещё поэтами-романтиками XIX века: отношения поэта и толпы («Рассвет»), поиск вдохновения в природе («Февраль. Достать чернил и плакать...»), цель и смысл творчества («Быть знаменитым некрасиво...»). Темы эти остаются для него актуальными с первых поэтических сборников до последних стихотворений шестидесятых годов. Авторские образы и ассоциации порой парадоксальны, сложны для понимания, но именно этого и желал сам поэт, сумевший не только создать целостную концепцию творчества, но и воплотить её в своей лирике.

Почти каждое стихотворение Пастернака можно анализировать на разных смысловых уровнях, в каждом — не одна последовательно раскрываемая тема, но множество лишь намеченных вопросов и неясных ответов на них. Само творчество, по мнению Пастернака, должно быть алогично, поэт просто не может руководствоваться разумом, он должен следовать интуиции. Творческий процесс уже в самых первых стихотворениях уподобляется резкому всплеску чувств (плач, крик, даже истерика). В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать...» два раза повторяется словосочетание «писать навзрыд». Творчество, на которое поэта вдохновляет пробуждающаяся природа, лишено логического начала. Выстраивается ассоциативный ряд: плакать — творить, слёзы — стихи. С другой стороны, в произведении можно выделить и другой ряд образов, уже связанных с природой как источником творчества: чёрно-белая гамма стихотворения (чернила, «обугленные груши», «чернеющие прогалины», чёрная весна, грачи на фоне февральского снега) позволяет предположить, что сама природа уподобляется гигантской, всеобъемлющей книге жизни, в которой чёрные строчки грачей выстраиваются на белом снежном листе, а чёрные буквы их крика — на странице неба. И даже отражение криков грачей и стихотворений поэта в сердцах людей схоже: и то, и другое «обрушивает сухую грусть на дно очей». Поэзия, как и пробудившаяся природа, несёт в себе накопленную за время зимней спячки энергию, она также «шумна», хотя её звуки и заглушаются гамом просыпающегося города. Ведь человеческая поэзия — лишь отражение поэзии небесной, она вторична, именно поэтому ливень «шумней чернил и слёз» — он в большей степени реален.

Лирический герой един с природой; не только она вдохновляет его, но и он сам способен пробудить и оживить её.

Творчество и жизнь природы переплелись настолько тесно, что поэт сам своими стихотворениями преображает её. Сад из стихотворения «Ты в ветре...» ожил, «вынянченный тоскою» поэта, который сопереживает каждому проявлению жизни.

Творческим принципом Пастернака становится «...быть живым, живым и только, // Живым и только до конца» («Быть знаменитым некрасиво...»). Самим своим существованием поэт преображает окружающий мир, в этом он подобен Богу, самому первому Творцу, или же его посланнику — пророку.

В стихотворении «Рассвет» лирический герой признается, что «готов... всех поставить на колени», но он берёт на себя роль именно пророка, а не деспота. Он не унижает людей, наоборот, «чувствует за них за всех», как будто побывал на тех, кто, может быть, и не достоин его дара. Вообще Пастернак на протяжении многих лет обращался к теме поэта и толпы, его точка зрения радикально менялась от полного принятия народа, желания раствориться в нём («Мне к людям хочется, в толпу, // В их утреннее оживленье») до страха перед ним, как, например, в стихотворении «Гамлет». Актер, вышедший на сцену, боится «гула», в котором нельзя различить отдельные голоса, возможно, от ужаса и удивления он и «прислонился к дверному косяку», из биноклей на него смотрит «сумрак ночи».

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно