Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Николай Вороной (1871-1940)


Поэт зовет молодежь к борьбе за освобождение, так как понимает, что только мечом, а не словами «получит нации права у врагов ее развитию», как и понимает, что «брани, огонь Перу-на» - преждевременные. Поэт словно воскрес духом и сердцем, из-под его пера выходят в свет патриотические произведения, посвященные великому возрождению родного края, возрождению украинской нации, ее государственности («Когда ты любишь родной край», «Приветствие», «Молитва»). На вечере, посвященном 25-летию его творческой деятельности, который состоялся в январе 1919 года в «Молодом театре» в Киеве, М. Вороной сказал: «Позвольте еще раз поблагодарить вас, выразить мое горячее желание - мою молитву и надежду, которой живу и буду жить дальше. Я уверен, что звезда новой жизни ясным светом озаряет путь нашего самостоятельного демократического общенационального существование ».

К сожалению, насилие, вакханалия террора в Одессе, Харькове, во многих селах и городах Украины не могли не вызвать внутреннего протеста у поэта. Строительство общества на невинной крови народа он принять не мог, как не мог приветствовать социализма, в котором обесценивалась человек, нивелировалась личность. Сложные обстоятельства гражданской войны заставили поэта эмигрировать. 1920 году он уехал за границу. М. Вороной постоянно следил за событиями, которые происходили в Украине. Вести оттуда приходили неоднозначны и противоречивы. Но все же ему хотелось быть среди соотечественников. Глубокая тоска по родному краю, непобедимая тоска по сыну развеивают сомнения, и поэт возвращается на Родину. Весной 1926 Харьков радушно встречает талантливого художника. Первые дни пребывания в кругу друзей, в атмосфере национального возрождения показались ему раем. Поэт еще не почувствовал той ужасающей угрозы, нависшей над украинской интеллигенцией, и поэтому с восторгом писал:

Весна на родной Украине, Такой новой, словно чужой, Не безнадежно желто-синий, Но красно молодой («Весна 1926»)

Без колебаний М. Вороной берется. Он работает сначала педагогом, впоследствии заведует литературной частью оперного театра Харькова, преподает художественное чтение в музыкально-драматическом институте. Переехав в Киев, устраивается в оперный театр, где переводит оперные либретто, выступает со статьями о театре, о выдающихся артистов, пишет рецензии на спектакли, искусствоведческие разведки.

В 1929 году выходит сборник «Стихи». Это было последнее прижизненное издание, в которое вошли лучшие поэтические произведения, написанные Вороным в разные годы. Однако поэт не включил в него стихотворения «Весна 1926». Первые впечатления развеялись. Празднично-приподнятое настроение быстро изменилось на тревожный, беспокойный. Он видит вокруг совсем другую картину, другая жизнь. Вороной попал в ту атмосферу, когда уже угрожающе завис "над головами мыслящих и обнадиених реэтой людей таинственный, безжалостный меч »!, жестокий меч сталинских репрессий. Над М. Вороным собираются черные тучи. Это чувствует и сам поэт. «Вернулся я из-за границы с твердым и честным намерением работать для добра Советского Союза, - писал объяснения М. Вороной в следственных органах ГПУ, - для пролетарской культуры, для строительства социализма ... Меня смущает чувства недоверия ко мне со стороны активных товарищей - писателей, подозрительность, которую я чувствую у себя за спиной ... »2 Его обвиняют в отступничестве, шпионаже, его деятельность классифицируют как« вылазки классового врага, белоэмигранты, а все его творчество расценивается как «явно буржуазно-эстетская, или националистическая. Сеют гусли изморось лжепатриотов, спешат с доносами в органы ГПУ о «белоэмигранты», «буржуазного националиста» и «шпиона». Начинаются бесконечные вызовы в органы, наконец состоялось первое судилище, и поэта выселяют из Киева. Позже особое совещание осудила его на три года сталинских лагерей.

Затем М. Вороной был лишен права жить в Украине, а также в Белоруссии, в Московской и Ленинградской областях, и поэт выбрал Воронеж. Только не известно, когда и куда он выехал в действительности. ? показания, М. Вороной еще долго находился в тюрьме, а потом выбыл из Киева. Считали, что поэт уехал в Воронеж, где и умер в 1942 году.

Есть еще некоторые интересные факты. Из письма сына поэта Марка где матери в Чернигов узнаем, что М. Вороной некоторое время жил в Воронеже, потом в селе под этим городом. Летом 1937 года он уже на Одесщине, а осенью этого же года переезжает в Ново-Украинской. В апреле 1938 года был арестован с группой крестьян, которых обвиняли в создании «контрреволюционной военно-повстанческой организации». 29 апреля того же года дело было рассмотрено следственными органами и приговорен всех 13 человек, в том числе и М. Вороного, к расстрелу. Приговор, как свидетельствуют документы, был выполнен 7 июня 1938. «Следовательно, - пишет И. Ильенко, - земной путь поэта, имел право на европейскую славу и счастливую старость, завершился двумя страшными бумажками - олицетворением неслыханного и неограниченного деспотизма» 1.

Горькая судьба постигла и Марка Вороного, поэта, публициста. Его арестовали 19 марта 1935, продержали полтора года в камере Киевского тюрьмы, а затем выслали в лагерь, расположенный вблизи Соловков, где и были замучены С ноября 1937.

Тяжелой была судьба и отца, и сына. Оба погибли от рук сталинских «опричников» только потому, что горячо любили свой край, свой народ. Произведений Марка Вороного пока не знает наш читатель. Произведения Николая Вороного увидели мира лишь в 1959 году. А когда вышли из печати его «Избранные стихи», академик 0. Белецкий писал: «Имя Николая Вороного прочно вписано в историю новой украинской литературы - оттуда его, что слова из песни, не выкинешь. Выдающийся мастер поэтического слова, талантливый переводчик «Интернационала», «Красного знамени», «Марсельезы», произведений прогрессивных русских и западноевропейских писателей, - он своей плодотворной деятельностью способствовал расширению горизонтов украинской литературы, выработке ею новых форм, налаживанию ее связей с другими литературами мира ».

К сожалению, вышло не так. Опять тридцать лет произведения М. Вороного не издавались, за исключением школьных читанок и антологий, где помещались отдельные стихи поэта, а подготовленное в 1971 году издание к юбилею поэта так и не увидело света. Имя выдающегося мастера поэтического слова «не изымалось» из украинского литературного процесса, но всегда использовалось «антиподом Леси Украинский». Для литературоведов М. Вороной был декадентов, «певцом абстрактной красоты», «типичным представителем современного украинского мелкобуржуазной интеллигенции» ', то есть «неполноценным» поэтом. Не вписывалась творчество великого мастера слова в прокрустово ложе наших исследований. Его хотели видеть прямым и однозначным, ровным и однотонным. Он был неповторимым, разноцветным, багатодумним, непостоянным, то минорным, то свитосяйним, то полным печали, то жажды деяния, весь в движении, в поисках, горении. Он стремился, как и И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинский, вывести родную литературу из провинциального уголке на европейский мировой простор.

- Оттуда его, что слова из песни, не выкинешь. Выдающийся мастер поэтического слова, талантливый переводчик «Интернационала», «Красного знамени», «Марсельезы», произведений прогрессивных русских и западноевропейских писателей, - он своей плодотворной деятельностью способствовал расширению горизонтов украинской литературы, выработке ею новых форм, налаживанию ее связей с другими литературами мира ».

К сожалению, вышло не так. Опять тридцать лет произведения М. Вороного не издавались, за исключением школьных читанок и антологий, где помещались отдельные стихи поэта, а подготовленное в 1971 году издание к юбилею поэта так и не увидело света. Имя выдающегося мастера поэтического слова «не изымалось» из украинского литературного процесса, но всегда использовалось «антиподом Леси Украинский». Для литературоведов М. Вороной был декадентов, «певцом абстрактной красоты», «типичным представителем современного украинского мелкобуржуазной интеллигенции» ', то есть «неполноценным» поэтом. Не вписывалась творчество великого мастера слова в прокрустово ложе наших исследований. Его хотели видеть прямым и однозначным, ровным и однотонным. Он был неповторимым, разноцветным, багатодумним, непостоянным, то минорным, то свитосяйним, то полным печали, то жажды деяния, весь в движении, в поисках, горении. Он стремился, как и И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинский, вывести родную литературу из провинциального уголке на европейский мировой простор.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно