Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Миф и реальность в романе Д. Апдайка "Кентавр"


Роман Д. Апдайка "Кентавр" принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущий из земли искусству. Как перевести дорогой воспоминание? Воспроизведение для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловимая грань между тем, что было, и тем, что кажется, между порядком и хаосом? Именно такой мир в романе "Кентавр". Художник Питер Колдуэл разговаривает со своей возлюбленной, рассказывает ей о себе, о детстве, о своем отце, думает о настоящем, возвращается в прошлое. Не сразу понимаешь, когда происходит действие: в 1947 году или пятнадцать лет спустя, или вообще во времена кентавров. Можно, конечно, попытаться перевести книгу в хронологической последовательности, прозаически "вытянуть" ее в том порядке, в котором происходили события, отобрав только эпизоды реальные, отбросив мифологию. Но упорядочивать роман Апдайка таким способом нельзя: в искусстве от перемены мест слагаемых сумма всегда меняется. Мир в романе "Кентавр" - это мир, в котором причудливо смешаны вчера и сегодня. Но книга Апдайка НЕ ребус, рассчитанный лишь на изощренную сообразительность и специальные знания. Ее можно воспринимать как сказку, и тогда не покажется странным, что герой романа все еще живет и действует после того как мы прочитали посвященный ему некролог, что у учителя стреляют не из традиционной рогатки, а его ранят настоящей стрелой. Во книге причудливого вымысла. А боль от ранения - истинная.

 

Для чего живет человек? Об этом всегда спрашивали герои Апдайка, об этом тоскливо спрашивают представители семьи Колдуелов в трех поколениях. Что же противостоит хаосу? Той черной пропасти, в которую неизбежно попадает рано или поздно и в которую сегодня ежеминутно может быть поваленное все человечество? Защищающий ограждающей человека от хаоса, что же дает силу жить? Может быть, спасет религия? Но она не спасла и священник ^-священника-деда-священника, так тосковал на смертном одре. Его печальный опыт закрыл путь к религии для его сына и внука. Множество людей защищает от хаоса другая вера - вера в возможность преобразования общества. Но в героев Апдайка, и у него самого, ее нет. От хаоса могут спасти и разные виды человеческих ощущений; причастности к родине, городу, заводу, школе, а также осознание связи с другими людьми. Но герой Апдайка одинок. Не может помочь ему и любовь. Жена уже плохо слышит своего мужа. Возникшее было чувство к Вере Мелах ближе к миру фантастическому, чем к реальности. Но все же мир и человек в романе Апдайка не тонут в хаосе. Опора Джорджа Колдуэл - доброта. Он - удивительный человек, ведет себя странно. Даже его уродливые, найденная в ящике для утиля шапочка, столь ненавистная сыну, - это ведь, пв сущности, шутовских колпак, только что без бубенчиков. По реакции на мир, по интонациям речи герою уже не шестнадцать, а пятьдесят, и все равно он нисколько не повзрослел.

 

Он чувствует свою ответственность за всех людей. Доброта Колдуэл, однако, не вознаграждается. Герой обречен, потому что он беспомощен, добр и жалок.

Его доброта не достается сыну в наследство. Питер и не пытается подражать отцу. Он из другого теста. Он по-другому противостоит хаосу. С детства он воспринимает мир в зримых очертаниях, в красках. Питер становится художником. Запомнить на холсте мгновения, ускользающие, удержать этот свой мир .... Ведь больше никто, ни один человек на земле так не увидит, не изобразит маленькую ферму близ городка Олинджер в штате Пенсильвания. И тогда крошечный этот мир тоже канет в Лету вслед за другими бесчисленными мирами и мирами. Но писатель Апдайк вовсе не подчиняется природе. Он ее преобразует, он властно творит свой мир.

Мифология - при всех подробностях, снижающих, о жизни богов - все же сохраняет в романе значение нормы, образца, гармонии. Стремление к гармонии, к эстетическому порядка в Апдайка глубоко противоречиво: он хочет дать слепок той части хаоса, в которой и живут его герои, есть неизбежно впустить хаос на свои страницы. Но вместе с тем и обуздать его, удержать ускользающую, странное, причудливое. Если полностью довериться писателю, его реальность и фантазия появляются во все более стройном, единственном в своем роде сообщении. В первой же главе ясно, как сочетаются разные планы в Апдайка. Учителя ранило стрелой. Ему больно, а класс смеется. Смех противный, он переходит "в визгливый лай. У самого учителя видение одно страшное другое: то ему кажется * что он - огромный птица, то, что его мозг - кусок мяса, он спасает от хищных зубов. Он бежит из класса, закрывая дверь, "под звериное торжествующе рев.

Столь же отвратительно и возвращение в класс. Колдуэл боится. И не зря. Потому что в класс пришел директор школы Зиммерман. Он одновременно и Зевс-громовержец. Стрела Колдуэл - громоотвод. Класс ведет себя подло, подыгрывают директору, а Колдуэл позволяет издеваться над собой. С огромным трудом учитель заставляет себя продолжить урок. Он делает это талантливо, но его никто не слушает. И герою невольно кажется, что учитель он плохой, и жизнь прожита зря. Вот та реальность, что встает за фантасмагорией мыслей, ощущений, поступков в первой сцене романа.

Раненый Колдуэл бежит из класса, из школы в гараж Мелах где ему вынимают стрелу. Вокруг еще реалии города Олинджера, - школа, трамвай, склад, ящик из-под кока-колы ... Но эти реалии уже вытесняются мифологическими, Колдуэл уже тикает копытами, при разговоре о современных детях он вспоминает своих учеников - Ахилла, Геракла, Ясина, гараж похожий на пещеру, а когда он уходит, вслед ему гогочет циклопы. Все это напоминает какой хаос. Однако и хаоса и страха все же противостоит человек. Вот как скажет об этом учитель, заканчивая тяжелый урок: "Минуту назад, с отточенным кремнем, с тлеющей губкой, с предчувствием смерти появилась новая животное с трагической судьбой, животное ..." - зазвенел звонок, по коридорам огромного дома прокатился грохот; тошнота захлестнула Колдуэл, но он преодолел с собой ...

Переходы из одного художественного мира в другой в Апдайка не всегда плавные, порой они головокружительные. Тогда сбивается настройка на одну волну, и все мертвеет, обнажается конструкция, за блестящей сценой видны пыльные задники декораций. Автор сам это чувствует, ведь Питер недаром говорит: "Последнюю грань мне не преодолеть.

при разговоре о современных детях он вспоминает своих учеников - Ахилла, Геракла, Ясина, гараж похож на пещеру, а когда он уходит, вслед ему гогочет циклопы. Все это напоминает какой хаос. Однако и хаоса и страха все же противостоит человек. Вот как скажет об этом учитель, заканчивая тяжелый урок: "Минуту назад, с отточенным кремнем, с тлеющей губкой, с предчувствием смерти появилась новая животное с трагической судьбой, животное ..." - зазвенел звонок, по коридорам огромного дома прокатился грохот; тошнота захлестнула Колдуэл, но он преодолел с собой ...

Переходы из одного художественного мира в другой в Апдайка не всегда плавные, порой они головокружительные. Тогда сбивается настройка на одну волну, и все мертвеет, обнажается конструкция, за блестящей сценой видны пыльные задники декораций. Автор сам это чувствует, ведь Питер недаром говорит: "Последнюю грань мне не преодолеть.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно