Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Философское в лирике А. С. Пушкина

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 7 похожих сочинений. Показать

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)

Философской лирикой принято называть стихотворения, темой которых стали размышления об общих законах бытия — жизни и смерти, цели прихода человека в этот мир, скоротечности бытия, добре и зле.

Философская лирика занимает значительное место в богатом и разнообразном творчестве Пушкина. В ней отражается то поэтическое познание мира, к которому всю жизнь стремился Пушкин, неуловимо присутствует его философское мироощущение.

Жизнь и поэзия для него были — «одно». То, что ещё з Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение.

Тема «поэта и поэзии», размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Его Поэт, кажется, одновременно принадлежит двум мирам: реальному и поэтическому. Пушкин признаёт его право быть погружённым «в заботах суетного света», казаться «всех ничтожней», но в момент вдохновения поэт чудесно преображается — он уже не властен над собой, его чутким слухом правит «божественный глагол», он полон «лирического волнения» (описанного в «Осени») и, кажется, лишь в эти мгновения живёт по-настоящему. Пушкин нередко сравнивает поэта с пророком:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар? —

горестно восклицает он в «Деревне». Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как пророку раскрывается в его стихотворении «Пророк». Библейские реминисценции («шестикрылый серафим»), торжественный, мерный ритм, «высокая» лексика («влачился», «вещие зеницы», «горний полёт») показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта: «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение Божьей воли.

Образ пушкинского Поэта в жизни характеризует литературное одиночество, он «сам свой высший суд». В сонете «Поэту» идеал Пушкина оказывается «твёрд, спокоен и угрюм», свободен от прихотей «любви народной». Размышления о поэте и народе выливаются в противопоставление поэта «толпе»:

Подите прочь. Какое дело

Поэту мирному до вас!

Таким образом, свобода и независимость становятся основными условиями творчества.

Тема свободы является одной из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для него не просто жизненная ценность, а состояние души, само творчество невозможно без абсолютной «поэтической свободы» и всех её «составляющих» :

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

В ранней «вольнолюбивой» лирике Пушкина свобода предстает отвлечённым понятием, идеей, которой «горят сердца», словом-символом, с которым не только у декабристов (духовно близких Пушкину в то время), но и у всей «передовой молодежи» ассоциировался целый мир понятий, и явлений. В оде «Вольность» Пушкин рисует идеал общественной Свободы, философию Свободы, в смысловом поле которой находятся «вольность», «Власть», «Закон», «тираны» и «рабы». Такой свободой «дышало» тогда все его поколение. Тема человеческой, гражданской свободы, отношении «раба» и «владыки» появляется в философской притче «Анчар» и бесконечно расширяется в контексте неоднозначных размышлений о зле, гневе природы и преступном самовластии человека.

В период южной ссылки философия свободы у Пушкина изменяется: появляется «романтическое» понимание свободы как свободы личной, душевной, которая достигается в одиночестве, добровольном изгнанничестве.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края, —

говорит герой элегии «Погасло дневное светило».

Ёмким символом свободы для Пушкина становится море— «свободная стихия». В стихотворении «К морю» поэт связывает с ним и свою политическую свободу («поэтический побег»), и личную, видя в человеческой душе ничем не сдерживаемое море страстей: «глухие звуки, бездны глас и своенравные порывы». В море Пушкин видит воплощение философии байронизма, его Байрон «создан духом» моря, так же «могущ, глубок и мрачен». Символическое прощание Пушкина с морем словно показывает, что для него романтическая свобода — прекрасный, но недосягаемый идеал.

Страницы: [1]  2   (сочинение разбито на страницы)


Похожие сочинения:






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно