Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры


Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономическом, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и различные изменения в литературе: обновляются как принципы отражения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы сочинений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературе, а также язык и поэтика произведений, жанры. Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложный и противоречивый. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературным сутками, или эпохой. их отделяют друг от друга какие-то особо выдающиеся литературные или исторические явления или события. Например, эпоху античности от Средневековья отделяет в европейской литературе падения Западно-Римской империи, произошло 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция XIX в. ознаменовала конец эпохи просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начала итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» АМицкевича - сутки романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского - новую, национальную украинскую литературу.

Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию - в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленный содержание или форма или то и другое вместе определяют лицо, качественное содержание конкретной литературной эпохи. Таких стилей и направлений в определенной эпохе исторического развития литературы может быть несколько. Скажем, сутки Просвещения вобрала в себя четыре стиля эпохи и направления, сформировавшиеся вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении имеет потребление как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественного своеобразия того или иного автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко).

Идейно-эстетическую общность писателей, группирующихся вокруг одного ведущего стиля (проявляя вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетических принципов, заложенных в идейно-илософський основе и эстетической платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг к другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Например, мировоззренческой основой классицизма, который многие исследователи литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственно художественная система этого направления основывается на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицисты сочетают с ведущей идеей патриотической, готового на самопожертвование, служение родине, с конфликтом между чувствами и долгом, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными конфликтами. Такая трактовка материала в связи с актуальными задачами поднимало художественное произведение над уровнем времени, придавало ему общечеловеческой стоимости.

Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетических ценностей. Вместе с тем следует отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха основывается на достижениях предыдущих периодов. Так, в XVIII в. на базе классицизма сформировался новый литературное направление - просветительский классицизм. Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллера вступил неповторимой самобытности и был назван потому «веймарская» классицизмом (в соответствии с названием города, где проживали эти писатели. Особенно важное место в литературе XVIII в. занимает просветительский реализм (творчество Дж.Свифта, Д. Дефо, Г. Фиддингатаин). Во второй половины века он меняется на сентиментализм, что в определенной степени стал базой для возникновения романтизма. XIX в. породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм сменяется реализм нового типа (его еще нередко называют критическим, хотя более точным является определение "социально-аналитический" реализм. На рубеже ХIХ-ХХ вв. литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма - направления, которое на протяжении XX в. оставался во многом определяющим для развития литературы.

Для характеристики явлений, определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы пользуются термином "литературная течение". Так, внутри романтизма выделяют течения элегической-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить "Озерная школа" английских романтиков, "гельдейберзьки романтики" в Германии, так называемая украинская школа польских романтиков, "пражская школа" украинских поэтов XX века т.д.

Важно ю составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками он в далеком прошлом. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, по сути, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В по-следующие века литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокие и разносторонние связи с другими искусствами. Однако она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественного познания мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес. Причем в Италии, например, в XIV - XV вв раз живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Зато, скажем, в XXII-XIX веков ведущим видом искусства есть литература. По XX века, то здесь трудно установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

ли и группы. Примером могут служить "Озерная школа" английских романтиков, "гельдейберзьки романтики" в Германии, так называемая украинская школа польских романтиков, "пражская школа" украинских поэтов XX века т.д.

Важно ю составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками он в далеком прошлом. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, по сути, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В по-следующие века литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокие и разносторонние связи с другими искусствами. Однако она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественного познания мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес. Причем в Италии, например, в XIV - XV вв раз живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Зато, скажем, в XXII-XIX веков ведущим видом искусства есть литература. По XX века, то здесь трудно установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно