Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Лирика Лины Костенко - это утверждение неповторимости личности


Сочинение на примере произведений о нитке. Лине Костенко суждено стать в украинской литературе 60-80 годов «цитаделью духа». Бескомпромиссность - вот главная черта ее поэзии. Во времена, когда идеологический контроль за словом и мыслью человека после короткой хрущевской «оттепели» снова стал тотальным, от Лины Костенко требовалось быть такой, как все. Но недаром она уже в первой своей сборке Лучи земли рассказала нам о художнике Верне, который велел друзьям привязать его к мачте, когда на море будет гроза. Чтобы изобразить грозу, передать красками гул стихии, он должен был встретить ее с открытым лицом, а не прятаться в каюте, наблюдая за ней в окно. В ее поэзии слышится бунт против стандартизации, упрощения, примитивизации человека. Время, доставшийся Лине Костенко для жизни, тоже потребовал от нее самозре-чености, веры и отваги. Своей поэзией во времена безмолвия и стандарта она спасала честь украинской литературы.

Вот ее стихотворение «Цветные мыши», в котором говорится о девочке Анне с «шестьсот какого года». Ее судят в Вышгороде за странный «грех»: с багровым кленовых листочков «она делала ... цветные мыши», как сообщает судебные сосед-подавай-ник. От той игры нет покоя, говорит сосед: «колдунья» Анна сбила с толку его детей, которые забыли о своих игрушки, ведь теперь «ночью им снятся мыши цветные». Описанная несколькими колоритными штрихами сцена суда обнажает суть конфликта и морального содержания стиха: столкнулись неповторимость и стандарт. Собственно, девочку Анну судят за то, что она - с ее непонятной для окружающих яркой фантазией - не такая, как все. Фантастическое окончание стихотворения заставляет задуматься о вечных истинах, о нас самих, нашу способность противостоять унификации и насилию над индивидуальностью.

Отличительной чертой характера ее лирической героини есть максимализм, а он не признает компромиссов, заискивание перед сильными мира сего, мимикрии. Максималист все судит по высоким моральным меркам, но и самому себе выставляет жесткие требования. Нелегкая творческая судьба Лины Костенко обусловила появление в ее поэзии мотива морального стоицизма художника, который на суд со «миром». Недаром среди ее спутников и собеседников видим Сковороду, Шевченко, Пушкина, - тех, кого мир ловил, но не поймал. В стихах Лины Костенко о поэтах-певцов не раз ощущается нечто личное, из сферы ее собственных болей и горечи.

Поэт, певец у Лины Костенко - обязательно с терновым венком на челе. Он гордо и саможертовно несет свой крест, он сознательный своего высокого назначения, он, говоря словами Пушкина, «сам свой вещий суд. В портрете независимого, болезненно-гордого художника, его видим в лирике Костенко, есть и такая черта: непид-данность компромиссам, неприятие суеты и приспособленияства. О том, что конформизм губителен для таланта, знали давно, но каждая эпоха создает свои альтернативные ситуации, в которых художнику предстоит пройти сквозь испытания. По сговору с собственной совестью, половинчатость, компромиссы приходится платить. Поэтесса Лина Костенко тоже не раз говорила в своих произведениях о саморазрушение таланта в ситуации, когда его поймал мир. Своеобразным итогом раздумий поэтессы о миссии художника, его свободу и отношения с властью, о давлении гнетущих обстоятельств, ломают одних, а других превращают в крепость духа, является ее драматическая поэма «Снег во Флоренции. На страницах поэмы говорится о XVI века, французский городок Тур, где в монастыре уединился старый итальянский скульптор Джован-Франческо Рустичи, - но, по сути, в произведении Лины Костенко смоделирован духовно-психологичк ситуацию в Украине 1970-х годов. С диалога двух монахов, которым начинается поэма, становится ясно, что по обе стороны монастырского стены сложилась атмосфера, угнетает личность, пробуждая страх и покорность.

А на первый план вскоре выступает Старый - скульптор Рустичи, который ни склоне лет доходит неутешительному выводу: «Меня нет. Был ». Нерв поэмы - диспут Рустичи с флорентийцем, то есть самим собой, моральный самосуд героя История Рустичи - это история разрушения таланта под давлением компромиссов. Мир поймал его своими соблазнами - наступила тяжелая расплата. Блестящий художник превращаются в раба владык и толпы! Моральная коллизия находит в поэме максималистов решения. Если ты настоящий художник, то знай, что ноша твоя неизмеримо тяжелая. Суетное желание изменить тернии на лавры обходится слишком дорого - саморазрушением таланта. Поэтому, взяв на себя бремя создателя, неси свой крест до конца, будь сыном народа, не розминюйся на соблазны, стоически преодолевает разногласия, радуйся тем, что вечность - сообщник твой, а не мимолетных властителей. Удивительная метафора есть в поэме «Снег во Флоренции» - создана из снега статуя, тает, когда пригреет солнце. Слава вельмож эфемерная, она проходит вместе с властью. Гении же остаются, как антипод Рустичи Микеланджело Буонаротти, который не сломался: замкнулся в гордом одиночестве, в болях за судьбу республики, превратился в крепость духа, а возвеличивать земных властителей не захотел. Что ж, скульптуры, не тают, удается создать только несокрушимым, творческим, неповторимым.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно