Сочинения по русскому языку и литературе
С нашим сайтом написать сочинение проще простого

На нашем сайте 3753 сочинения! Не понравилось одно — найдите другое на эту же тему:

Культура запорожских казаков


Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из литописань, где речь шла главным образом о войнах и походах, общественную и культурную жизнь, и писали летописи сами казаки. С давних времен на территории Киевской Руси, а затем Украины священное ремесло летописца было подвластно целом лишь монахам. У истоков целой плеяды мо-нахив-историков стоит могучая фигура монаха Киево-Печерской лавры Нестора Летописца. В Украине эпоха Нестора и его продолжателей изменилась сутками казацкого летописания. Казацкая старшина, которая получала образование и дома, и в иностранных университетах, совершила переворот в летописании - переход от летописей до научных исторических произведений.

Казацкие летописи свидетельствует деятельности прежде казацкой верхушки, что, безусловно, сказывалось на их содержании. Но и широкие массы казацкого народа, «казацкая голытьба», не были немыми. Кроме того, что именно они стали главным творцом истории, они еще оставили после себя и свои «исторические произведения. Хватало в Украине конца XVII в. и книг. Несмотря на военные лихолетья, в стране действовало 13 типографий: из них девять украинских, три польских 1 одна еврейская. Писатели творили причудливым барочным стилем, пользуясь искусственной церковнославянском языке, далекой от тогдашней разговорной. В произведениях светских авторов, наоборот, налицо тенденция пользоваться народным языком и нарушать конкретные вопросы. Относительно церковной жизни Украины времен казачества, то основу его составляло православное христианство. Вера на Сечи была единственной, католики же и особенно, униаты считались врагами. Движущей силой православного возрождения Украины была древняя Киево-Печерская лавра, материально поддерживаемая богатой казацкой верхушкой и богатыми православными шляхтичами. Ощутимое влияние сказалось на развитии искусства Украины, в том числе и на народном живописи, получивший распространение в Запорожье. Долгое время он развивался в пределах иконописи. Народные художники-иконописцы понемногу освобождались от канонов византийской иконописи; их иконы отражались объемностью форм, применением ярких красок и главное - изображением на иконах людей - современников иконописцев. Распространилась в Украине традиция исполнения икон в стиле 5 «Запорожской Покровы»: там на иконах рядом с казаками изображались также военные клейноды запорожцев.

Светская живопись того времени воспроизведен в народных картинах с изображением казака Мамая, украшавших тогда каждую крестьянскую и казацкую дом. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь - его волю, дуб - его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флагом, а также штоф и стакан. Это были вещи, связанные со смертью казака- Копье ставился на место захоронения, штоф и чарка клались в могилу, и напоминали они о скороминучисть жизни и казацкую долю, ведь угроза смерти в бою была повседневной реальностью. В то же время распространяется так называемый «книжный портрет» - изображение основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку. В духовной культуре высокого развития достигло хоровое искусство. Течение 'многих веков национально-освободительной борьбы украинский народ наряду с пес-. ниями творил думы - героической, драматизированные и одновременно пропитанную лиризмом '; поэзию, выполнялась под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.

Думы и народные песни - это социальная память народа, его видение жизни и истории

Создателями и хранителями народного эпоса были кобзари.

Кобзарство - это своеобразное явление украинской народной культуры, выдающееся И художественное достижение запорожского казачества. Насколько творчество кобзарей насыщена конкретным историческим материалом и верно передает характер событий, можно убедиться, сравнивая их произведения с историческими драмами, что вы-;. исчезали именно в то время в украинской культуре. Большой шаг вперед в развитии украинской драмы сделал еще Феофан Прокопович, написав 1705 драму «Владимир», посвященную гетману Мазепе. Однако самой распространенной в Украине тех времен была так называемая «вертепная драма».

Вертеп - это деревянная шкатулка в виде избушки, переделен в два этажа. Вместо актеров выступали в вертепе куклы, которыми управляла человек за вертепом, что провозглашала тоньше или грубее голосом - согласно роли - слова персонажей. Украинский вертепная драма состояла из двух частей: религиозной и интермедийной. В религиозной части, которая происходила на верхнем этаже, преобладали евангельские сюжеты. В интермедийной - на нижнем этаже - выступали фигуры из народной жизни: казак, поляк, литвин, москаль, цыган. Вертепные актеры (обычно это были бурсаки, не имея возможности открыто провозглашать свои мысли и мечты, пользовались «эзоповым языком», маскируя Яа образами религиозных и исторических сюжетов проблемы современной жизни народа.

Впоследствии этот скрытый, завуалированный стиль высказывания любых идей художественного произведения способствовал появлению в украинской культуре уникального стиля, который до сих пор ее всем мире называется украинским, или казацким барокко.

Следуя высокоразвитую и своеобразную культуру Киевской Руси, украинская культура расцвела и укрепилась в государстве запорожских казаков. Именно жизненность ее основных черт обеспечила украинскому народу возможность за тяжелых условий социального и национального угнетения под властью иностранных государств сохранить свое национальное достоинство.






Читайте также:



Это важно знать



Здесь можно скачать любое сочинение бесплатно